Наши космические возможности
Создание Национальной системы спутниковой связи и вещания Беларуси стало важным этапом совершенствования телекоммуникаций, необходимых для инновационного развития страны. Решение о ее создании Президент принял в 2011 году. 15 января исполнилось восемь лет с момента вывода на геостационарную околоземную орбиту первого белорусского спутника «Белинтерсат-1». Он стал ключевым элементом Национальной системы спутниковой связи и вещания и позволил нашей стране выйти на мировой рынок спутниковых услуг. Вместе с командой «Белинтерсата» мы посмотрели, как с помощью наземного комплекса управления спутник работает на орбите, и узнали, будет ли продолжение существующего проекта.
Соревнование технологий и цен
Комплекс управления спутником находится в деревне Станьково Дзержинского района. Наземная инфраструктура представляет собой шесть огромных антенн, которые передают и принимают сигнал. Сотрудники дежурят здесь круглосуточно. На больших экранах отображается вся информация о самочувствии сателлита. Детальные данные выводятся на мониторы компьютеров. Так специалисты следят за конкретными жизненными показателями спутника.
Сегодня команда проекта «Белинтерсат» предоставляет полный спектр востребованных услуг спутниковой связи в Беларуси и за рубежом — в Европе, Африке и Азии. За восемь лет работы в стране удалось с нуля создать отдельную нишу в услугах связи, говорит начальник наземного комплекса управления Олег Винярский:
— С созданием Национальной системы спутниковой связи и вещания появилась альтернатива наземным каналам связи. Прежде альтернативой была разве что радиосвязь, но у нее небольшой радиус действия. Сейчас же зона покрытия спутником составляет 100 процентов территории Беларуси. Это сыграло значительную роль в улучшении качества предоставления новых услуг для пользователей.
Когда разговор заходит о спутниковой связи, многие сразу вспоминают нашумевший спутниковый проект Starlink Илона Маска. Он хорошо функционирует на низких орбитах, в то время как «Белинтерсат-1» позиционируется на более высокой, геостационарной орбите. Почему наша страна пошла именно по такому пути, объяснил начальник центра наземного применения спутника Андрей Янович:
— Преимущества геостационарного спутника перед низкоорбитальным в том, что он стоит неподвижно относительно Земли. Для пользователя это значит, что один раз настроил антенну и забыл — связь есть всегда. С низкоорбитальными сложнее. За ними нужно следить, постоянно вращая антенну либо использовать дорогостоящее решение на специальных антенных решетках. При этом связь все равно отсутствует, когда спутник находится на обратной стороне Земли. Выход — идти по пути Илона Маска и запускать много спутников, но это требует сложных технических решений и очень дорого. Большинство стран, и мы в том числе, выбрали геостационарный путь.
Около 300 каналов ТВ и радио
Заходим в центр управления полетом. На дежурстве — смена из пяти человек, трое из которых непосредственно управляют космическим аппаратом. Они мониторят состояние полезной нагрузки спутника и следят за качеством сигнала.
Зафиксировать спутник в одной точке — задачка со звездочкой. Он так и норовит сбиться с пути, буквально. Виной всему не идеально круглая форма Земли и различные космические факторы. Поэтому команда постоянно следит за навигационными параметрами и корректирует их, поясняет начальник центра управления полетом спутника Павел Старовойтов:
— Современные средства позволяют нам спрогнозировать траекторию полета спутника до 14 суток вперед и заранее с высокой степенью уверенности сказать, когда оператору нужно вмешаться и внести корректировки. Для чего это нужно? Если аппарат сойдет с орбитальной позиции, это повлияет на клиентов на Земле, тех, кто пользуется нашими услугами. Они получат сервис низкого качества или не получат его вовсе. Другие космические операторы тоже пострадают — их аппараты начнут передавать сигнал с помехами. Как видите, ответственность на нас очень большая.
На территории Беларуси для коммерческих и государственных структур «Белинтерсат» предоставляет услуги спутниковой связи и решения для сотовых операторов, организует корпоративные сети передачи данных и осуществляет прямые радиотрансляции и ТВ-вещание.
Но основной отраслевой рынок проекта — телерадиовещательный. Сегодня через «Белинтерсат-1» распространяется контент около 300 телеканалов и радиостанций стран Центральной и Западной Европы и Африки. Только в Африканском регионе у белорусского спутника связи более 15 миллионов пользователей. Самое главное — он обеспечил возможность вещания в формате высокой четкости телевизионного общедоступного пакета в Беларуси.
Шесть огромных антенн передают и принимают сигнал.
Коммерческие перспективы
Реализация проекта позволила укрепить позиции страны в мировом информационном сообществе, обеспечить ее информационную независимость, а также внедрить новые технологии и увеличить экспортный потенциал страны. В целом проект экспортно ориентирован и рассчитан на максимальную продажу ресурса спутника государственным и корпоративным клиентам и операторам стран ближнего и дальнего зарубежья.
Для обеспечения потребностей белорусов достаточно 5 процентов ресурса сателлита, и они используются службами, которые должны максимально быстро реагировать на техногенные, нештатные, чрезвычайные ситуации, обеспечивают охрану границы, общественного порядка. Остальные 95 процентов могут идти на экспорт.
И задача команды — завоевать надежные и перспективные ниши на национальном и зарубежных рынках. Делать это приходится в условиях жесткой конкуренции между операторами: на геостационарной околоземной орбите эксплуатируется более 300 спутников.
Тем не менее портфель услуг «Белинтерсата» постоянно пополняется новыми инновационными и надежными коммуникационными решениями, говорит начальник сектора спутниковой связи коммерческого управления Алексей Контарев:
— У нас есть десять прямых конкурентов, схожих по полезной нагрузке и зоне покрытия. Конкуренцию составляют также спутники с высокой пропускной способностью HTS. Активно заходят на рынок низкоорбитальные аппараты… К тому же тренды в космической отрасли меняются очень быстро. Потребители менее охотно хотят заключать долгосрочные контракты. На три-пять лет максимум. С некоторыми подписываем соглашения только на год.
В качестве примера Алексей Контарев привел африканский рынок, на котором мы активно работаем. Он очень нестабилен из-за политической обстановки в регионе, и долгосрочное планирование по этому рынку на данном этапе нецелесообразно.
Несмотря на все сложности, вызванные перенасыщением рынка предложениями, удалось не только не допустить снижения, но даже существенно нарастить долю коммерческого использования полезной нагрузки спутника «Белинтерсат-1». Сегодня этот показатель сопоставим с показателями мировых лидеров отрасли.
Спутник связи вносит свой вклад и в укрепление обороноспособности и безопасности Беларуси, акцентирует внимание Алексей Контарев:
— Технологии связи и телекоммуникаций — проекты экономически выгодные. Поэтому этот проект действительно позволяет получить новые инвестиции белорусской экономике. На внутреннем рынке наша точка роста — госструктуры.
В последние годы серьезно повысилось внимание к обороноспособности, национальной безопасности государства, реагированию на чрезвычайные ситуации. Это и общемировой тренд. Белорусские государственные ведомства и организации, например, пограничники, спасатели и ряд других структур, также понимают необходимость спутниковых средств связи и хотят иметь для себя отдельные каналы.
Точки роста
Срок эксплуатации спутника «Белинтерсат-1» — 15 лет с момента запуска. Свой ресурс он исчерпает через семь лет. Однако благодаря грамотному управлению космическим аппаратом, которое во многом проявляется в избегании лишних маневров на орбите, удается существенно экономить топливо и, следовательно, продлить жизнь сателлиту более чем на полтора года.
Казалось бы, времени вагон. Однако специалисты смотрят в будущее и уже работают над обоснованием необходимости запуска второго аппарата. Дело в том, что создание телекоммуникационного геостационарного спутника — процесс небыстрый, объясняет Олег Винярский:
— Мы говорим о продолжении существующего проекта. Для проектирования и изготовления «Белинтерсата-2» потребуется около трех лет. Это при условии, что налажена логистическая цепочка между изготовителями и центром сборки. Не будем забывать, что в отношении нас проводится жесткая санкционная политика. Прежде чем приступать к сборке, нужно провести тщательное исследование рынка, определиться с потребностями потребителей спутниковых услуг.
Одним словом, у разработчиков есть в запасе пять-семь лет, чтобы проработать все нюансы, создать эскизный проект облика нового космического аппарата, провести все этапы дизайна платформы и полезной нагрузки, а самое главное — изготовить сателлит, протестировать его и успешно запустить.
— Это должен быть спутник с высокой пропускной способностью, гораздо большей, чем у действующего аппарата. Работа над обликом спутника с улучшенными характеристиками потребует увязки с модернизацией наземной инфраструктуры, и она должна быть существенной. Такие решения очень серьезные и недешевые, — добавил Олег Винярский. — Но без этого никак. За высокой пропускной способностью будущее.
Запуск второго спутника связи позволил бы расширить перечень оказываемых услуг. Например, сейчас у проекта «Белинтерсат» есть лицензия на представление услуг фиксированной связи. В перспективе появилась бы возможность оказывать подвижный вид связи, актуальный в современных реалиях. Уже на этом этапе необходимо предусматривать, как новый вид услуг впишется в существующую архитектуру внутреннего рынка связи, каким образом дополнит ее. Насколько востребованными они окажутся, покажет время. Но уже сейчас очевидно, что проект «Белинтерсат» обладает высокой инновационной, экономической и социальной значимостью.
Текст: Инна Горбатенко
Фото: Алексей Вязмитинов